Ключевые вопросы формирования и развития свободных и особых экономических зон на примере Ирана
Евгений Олегович Азаров Генеральный директор ООО ТС-КОРП, г. Москва, Россия
Аннотация: Статья посвящается исследованию особенностей создания и обобщению опыта функционирования свободных и специальных экономических зон Ирана в контексте развития глобальной экономики и активизации иностранных инвестиций. В статье представлено описание свободных и особых экономических зон Ирана, на данный момент в Иране существует 8 свободных торгово-экономических зон: острова Киш и Гешм, порты Чабахар и Энзели, а также Арас и Арванд, Маку и Аэропорт Имам Хомейни, дана характеристика инвестиционной привлекательности этих зон. Автором сделан вывод о том, что общей характеристикой рассмотренных примеров СЭЗ Ирана является либерализация механизма привлечения иностранных инвестиций, снижение административных расходов на создание и управление бизнесом, доступ к сырьевому и энергетическому ресурсу и рабочей силе, развитая транспортная инфраструктура. Важной и необходимой предпосылкой создание СЭЗ на территории Ирана является вступившее в силу комплексное законодательство, которое освобождает эти зоны от ограничительных норм, стимулируя таким образом их деятельность. Кроме того, в ходе исследования было определено, что ОЭЗ — социально значимый и стратегически важный проект для нашей страны. ОЭЗ решают сразу несколько важных государственных задач: обеспечение притока иностранного капитала, борьба с безработицей, развитие экспорта и программы импортозамещения, привлечение инновационных технологий, создание высококвалифицированных кадров, развитие отдельных регионов. В середине 2021 г. Минэкономразвития РФ внесло в Правительство РФ законопроект, который предусматривает объединение технико-внедренческих и промышленно-производственных зон. Данные меры должны упростить получение статуса резидента ОЭЗ. Ключевые слова: свободная экономическая зона, специальная экономическая зона, иностранные инвестиции, инвестиционная привлекательность. Введение. Свободные экономические зоны (СЭЗ) уже достаточно давно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Свою популярность СЭЗ завоевали и в развивающихся странах. Однако, не во всех случаях создание и функционирование СЭЗ имело успешный экономический результат. При этом, во многих странах неоднозначен и социально-экономический эффект, полученный от создания свободных зон. Это порождает споры об их роли как в национальной экономике той или иной страны, так и в глобальном масштабе (1) . Проблемой исследования СЭЗ, а также их роли в национальной и мировой экономике занимались такие ученые, как Буглай В. Б., Ильина М. В., Линдерт П., Мовсесян А. Г., Родионова И. А., Фалмер Р., Фоминский И.П. (роль и место свободных экономических зон (СЭЗ) в процессе международного разделения труда); Андрианов В. Д., Бутов В. И., Викторов И.С., Грачев Ю. Н., Данько Т. П., Игнатов В. Г., Королев А. Ю., Корчной С. В., Окрут З.М., Савин В. А., Чернявский С. П., Чмырь Е. С., Швыдак Н.И. (обобщением мирового опыта функционирования СЭЗ). Однако, по нашему мнению, с научно-практической точки зрения, недостаточно исследованной на сегодняшний день остаётся проблема оптимального взаимодействия организационного и правового механизма создания СЭЗ для обеспечения оптимальной реализации экономического потенциала территории, что обуславливает необходимость формирования новых подходов к определению роли СЭЗ при разработке стратегии привлечения иностранных инвестиций и активизации экономических отношений в условиях глобализации мировой экономики. Учитывая это, считаем необходимым рассмотрение, опыта создания и функционирования СЭЗ в Иране, который поможет определить место и перспективы их развития в контексте российской экономики. Предметом исследования является возможность применения модели функционирования СЭЗ и ОЭЗ Ирана в российских условиях. Целью данной работы является разработка предложений по применению опыта Ирана при создании ОЭЗ и СЭЗ на территории России и оценка перспектив их реализации. Материалы и методы исследования. Методологией исследования является, прежде всего, общий метод научного познания — диалектика. Кроме этого, мы использовали ряд общенаучных методов (анализ и синтез, сравнение, наблюдение, дедукцию и индукцию), а также частнонаучные методы (системный, логический, прогностический, исторический, экспертный, сравнительно-правовой). Результаты и обсуждение. В Иране активно создаются и функционируют СЭЗ — специальные экономические зоны. Создание подобных зон осуществляется для того, чтобы привлекать технологии, прямые- иностранные инвестиции, развивать промышленность, торговлю. В стране на сегодняшний день создано восемь СЭЗ. В числе данных СЭЗ — Аэропорт Имам Хомейни, острова Гешм и Киш, порты Энзели, Чабахар, а также Маку, Арванд, Арас (2) . Аэропорт Тегерана «Имам Хомейни» находится на юго-западе от столицы Ирана, в 13 км от центра города. Это главные воздушные врата Ирана, терминал обслуживает только международные рейсы (для внутренних рейсов — аэропорт Мехрабад в Тегеране). Пассажирооборот — около 8 млн. человек в год. С городом аэропорт Имама Хомейни связывает автомобильная трасса, курсируют автобусы до аэропорта Мехрабад, центра города и автовокзала. Аэродром оборудован двумя ВПП, каждая из которых может принимать самолеты всех типов без ограничений. Планируется построить дополнительную ветку метро из центра Тегерана до аэропорта Имам Хомейни (некоторое время назад аэропорт назывался Ахмадабад). Аэропорт создавался с 1981 г., чтобы снизить нагрузку на единственный аэропорт Тегерана «Мехрабад», который был не в состоянии обеспечить увеличившийся объем перевозок. Международный авиатерминал имеет площадь тринадцать тысяч гектаров. Объем расходов на создание терминала составил порядка шестидесяти миллионов долларов, в нем имеется наиболее современное оборудование. Первая очередь аэропорта была открыта в 2004 г. В целом аэропорт был открыт в конце апреля 2005 г. Исходно принимались лишь рейсы из относящихся к Персидскому заливу стран. В 2007 г. аэропорт стал принимать международные рейсы, которые ранее обслуживал аэропорт «Мехрабад».
СЭЗ Киш располагается на севере Персидского залива. Является местом пересечения морских путей между портом Басра (Ирак) и портами Ирана. Воздушные пути связывают данную СЭЗ с крупными городами страны, такими как Тегеран, Исфахан, Шираз. Присущая острову Киш географическая особенность состоит в том, что он представляет собой центр в регионе активных торговых отношений Кувейта, ОАЭ, Бахрейна, Омана, Катара, Ирака, Саудовской Аравии. Товарооборот между данными государствами в соответствии с данными статистики Ирана, находится на уровне порядка 100 млрд долл. ежегодно. СЭЗ предлагает иранским и зарубежным компаниям благоприятные условия для инвестирования. Привлекательность острова в инвестиционном отношении обуславливается следующим: — при строительстве оздоровительных зон, гостиничных комплексов и высокотехнологичных производств предоставляются льготы по земельным тарифам; — резиденты освобождаются от уплаты налога на прибыль на пятнадцатилетний период; — имеются возможности обслуживания судов, дедвейт которых составляет до десяти тысяч тонн; — необходимость в получении визы отсутствует; — СЭЗ находится рядом с нефтегазовыми месторождениями; — иностранные инвесторы имеют возможность приобретать право собственности без ограничений; — имеются крупные научные центры, университеты; — обеспечиваются защита иностранных инвестиций, предоставляются государственные гарантии; — цены на энергоносители являются оптимальными; — нет ограничений по переводу валюты в иные СЭЗ страны или за рубеж; — имеется рабочая сила высокой квалификации; — развитая государственная и частная инфраструктура услуг, связанных с банковским обслуживанием, страхованием; — трудовое законодательство является упрощенным и гибким; — имеются товарная, фондовая, нефтехимическая, нефтяная биржи; — иностранцы могут взять землю в долгосрочную аренду, иранцы — купить или арендовать земельные участки; — в отношении производственного оборудования, сырья не взимаются таможенные пошлины; — имеется возможность экспортировать на прочую территорию страны товары с созданной в СЭЗ добавленной стоимостью; — интеллектуальная собственность, компании регистрируются в упрощенном порядке; — импорт товаров осуществляется в упрощенном режиме; — отсутствуют ограничения в отношении реэкспорта, транзита грузов.
СЭЗ «Маку», расположенная в месте пересечения транспортных коммуникаций, которые связывают Европу и Азию, находится на границе с Турцией и Арменией. С учетом данного обстоятельства она может в ближайшее время приобрести статус одного из ключевых экономических центров в Иране. Данная СЭЗ представляет собой наиболее крупную экономическую зону и находится на территории порядка четырех тысяч квадратных километров. Она располагается рядом с северными районами страны. Вследствие указанных обстоятельств данная СЭЗ может стать важным региональным центром торговых операций. СЭЗ охватывает территорию от Шахрестана Базерган до Шахерстана Хой, г. Каре-Зияэддин. СЭЗ занимает вторую позицию по показателю занимаемой территории после СЭЗ в Шанхае, КНР (3) . На территории зоны находятся города Маку, Шут, Польдешт и Чалдоран. СЭЗ была создана в 2012 г., начала функционировать с марта 2013 г. СЭЗ Гешм. Данный остров является в Персидском заливе одним из наиболее крупных. Остров и материк разделяет пролив Кларенс. Посредством морского порта Бахман и международного аэропорта обеспечивается пассажирское сообщение. На заводе Гаварзин переработаются имеющиеся на острове значительные резервы природного года. Выявлено наличие рядом с островом дополнительных газовых и нефтяных запасов (4). Привлекательность СЭЗ в инвестиционном отношении: — упрощенные процедуры организации бизнеса, его ведения; — резиденты освобождаются на прибыль на пятнадцатилетний период от уплаты налога на прибыль; — имеется трубопровод жидкого газа, газопровод в Бандер-Аббас из Асалуйе; — строится мост, который обеспечит связь между островом и материком; — отсутствуют таможенные пошлины на импорт оборудования, запчастей и сырья; — развивается туристическая инфраструктура
Зона Анзали. Данный порт находится на пересечении многих водных маршрутов, ведущих на юг с севера страны (5) . Ключевые преимущества данной СЭЗ представлены в виде: — наличия современного оборудования для хранения грузов, их погрузки и разгрузки; — освобождения от необходимости уплачивать налоги в течение пятнадцатилетнего периода; — близости расположения зоны к центрам промышленности; — возможности инвестирования для жителей страны и зарубежных государств; — отсутствия ограничений на транзит, реэкспорт; — гарантий для иностранных инвестиций, полной защиты данных инвестиций; — низких затрат для входящих в зону судов; — возможности использовать более десяти процентов рабочей силы из зарубежных государств и благоприятного регулирования импорта и экспорта; — полной защиты в отношении движения капитала, регистрации бизнеса, инвестиций и рабочей силы; — упрощенных условий трудового законодательства; — благоприятного режима реэкспорта; — отсутствия пошлин на импорт необходимых для производства оборудования, сырья.
СЭЗ Чабахар. Является единственным океаническим портом страны. Относится к числу значимых составляющих в транспортном коридоре с Севера на Юг страны. Представляет собой точку движения по Оманскому заливу на материк. Обеспечивает наиболее безопасное и короткое соединение с Индийским океаном для Афганистана и Центральной Азии. Основа региональной экономики — сельское хозяйство и рыболовство. С момента, когда была создана СЭЗ, в регионе идет процесс активного развития промышленности, торговли и туризма. Привлекательность данной СЭЗ в инвестиционном отношении, присущие ей экономические преимущества могут быть охарактеризованы следующим образом: — Корпоративные преимущества. Резиденты освобождаются от налога на прибыль на пятнадцатилетний период. Компании могут создаваться полностью на основе иностранных инвестиций. Обеспечивается свободное движение прибыли, капитала. — Преимущества в экономическом отношении. Низкий уровень цен на приобретение, аренду складских помещений, помещений для производств, земельных участков. Стоимость энергии находится на низком уровне. Стоимость инфраструктуры также сравнительно невысокая, пошлины на экспорт на основную территорию страны созданных в СЭЗ товаров снижены, режим создания бизнеса — упрощенный, налоги на экспорт в иностранные государства отсутствуют, возможность импортировать сырье, оборудование без уплаты налогов. — Геоэкономические преимущества. СЭЗ представляет собой место, наиболее близкое к Афганистану и центральноазиатским государствам. СЭЗ находится на удалении от Ормузского пролива, представляющего собой проблемную зону. В провинции Восточный Азербайджан находится свободная зона АРС. Развитие зоны активно поддерживает администрация провинции. Данная зона находится рядом с Азербайджаном, Арменией. Имеется выход с территории данной зоны на кавказские и среднеазиатские государства (6) . Данная зона создана для того, чтобы: — развивать сферу услуг, промышленность, образование, добычу полезных ископаемых, энергетику, сельское хозяйство, туризм, торговлю, городскую инфраструктуру и строительство; — создать международный научный полюс, сформировать основу для увеличения вклада науки в развитие экономики; — привлекать иностранных и национальных инвесторов в сферы деятельности, являющиеся приоритетными для СЭЗ; — создавать международно-значимые лечебные, образовательные, рекреационные объекты. Предусмотренные привилегии в сфере инвестиций представлены в виде: — упрощенной системы экспорта выпускаемых товаров; — отсутствия необходимости получения визы; — упрощенного режима реэкспорта, транзита; — освобождения введённых в эксплуатацию проектов от налогов на двадцатилетний период; — отсутствия пошлин на импорт оборудования для производства и сырья; — гарантий прав зарубежных собственников.
Соответственно, общая черта проанализированных СЭЗ состоит в том, что в них обеспечен упрощенный порядок привлечения иностранных инвестиций, обеспечено также наличие развитой транспортной инфраструктуры, доступа к рабочей силе, энергоресурсам, сырью, сокращены административные затраты в части создания бизнеса и управления им. Условие создания и успешного функционирования указанных зон состоит в наличии нормативного регулирования, создающего стимулы для функционирования, освобождающего соответствующие зоны от ограничений. Стимулы представлены в виде низкого уровня таможенных пошлин, освобождения от налога на прибыль на протяжении пятнадцатилетнего периода, отсутствия ограничений на перемещение капитала, устранения ограничений по объёмам иностранных инвестиций, Для вложения средств в СЭЗ страны в качестве наиболее привлекательных отраслей следует выделить отрасли: — логистики, транспорта; — добычи полезных ископаемых, промышленности; — туризма; — производства энергии; — услуг и торговли; — образования. В качестве еще одной разновидности территорий приоритетного развития в стране выступают специальные зоны. Создание данных зон представляет собой средство активизации развития конкретных территорий на основе имеющихся у территорий внутренних факторов, и привлечения извне рабочей силы, инновационных технологий и инвестиций. Подобные зоны представляют собой многофункциональное образования. Они создаются для того, чтобы развивать международное сотрудничество, решать различные общенациональные и региональные задачи (7) . На сентябрь 2010 г. в стране функционировало 16 подобных зон, к апрелю 2022 г. их число выросло до тридцати (8) . Зона «Парс» относится к числу зон, характеризующихся наиболее позитивными перспективами в отношении стратегического развития. В 1999 г. данная зона, являющаяся специальным экономико- энергетическим регионом, была создана для того, чтобы использовать существующие в бассейне «Южный Парс» источники нефти, газа, развивать экономическую деятельность в такой отрасли, как нефтехимия, а также в сфере добычи нефти и газа. Указанный специальный экономико-энергетический регион создан с целью: создать стимулы для роста экономики в провинциях Хромозган, Фарс, Бушер; упростить административные процедуры для того, чтобы оперативно реализовывать в нефтегазовой сфере проекты стратегического характера; обеспечить занятость, привлекать рабочую силу из других провинций страны; сформировать условия для того, чтобы привлекать партнеров, в т. ч. зарубежных, и развивать обеспечивать развитие таких отраслей, как нефтехимическая, нефтегазовая, и ряда иных отраслей вспомогательного характера. В числе факторов, оказывающих влияние на развитие в стране нефтехимической отрасли, следует отметить функционирование созданных в указанной зоне заводов по переработке газа, а также получение в значительных объемах из месторождения газа «Южный Парс» природного газа, этана, серы, газового конденсата. Указанный специальный экономико-энергетический регион характеризуется рядом особенностей с точки зрения перспектив и возможностей: — обеспечен удобный доступ к зонам рекреации, туристическим зонам; — имеется доступ к водным путям в дальневосточном регионе и в Персидском заливе; — имеется доступ к каналам связи — международным, внутренним; — имеются трудовые ресурсы, уровень квалификации которых является различным; — существует международный аэропорт с пассажиропотоком миллион пассажиров ежегодно; — существует порт «Парс», оснащенный складскими помещениями и др. (9) . Ключевые привилегии региона в инвестиционном отношении: — существуют привилегии в отношении валютных депозитов; — имеется возможности для реэкспорта, транзита товаров на основе использования существующих у зоны возможностей; — для иностранцев предусмотрена долгосрочная аренда земли, для граждан страны — возможность аренды/приобретения участков; — в отношении инвестиций в реальный сектор, промышленность, сферу досуга и услуг предусмотрено освобождение от налогов; — обеспечены гарантии свободного движения прибыли, капитала; — иностранные инвесторы могут приобретать любые виды собственности (исключение — земельные участки); — иностранцам предоставляются визы; — произведенные в регионе товары могут экспортироваться на основную территорию Ирана; — при импорте запчастей, оборудования, сырья предусмотрено освобождение от таможенных пошлин. Таким образом, на основе изучения присущих специальным зонам и СЭЗ Ирана особенностей, необходимо отметить следующее. Для специальных зон предусматривается порядок, согласно которому прибыль освобождается от налога на прибыль на пятнадцатилетний период. Для СЭЗ предусмотрены льготы с токи зрения НДС и пошлин в отношении импорта, экспорта. Возможно наличие в СЭЗ ограничений с точки зрения приобретения иностранными инвесторами земли. Также предусматривается необходимость обязательно привлекать рабочую силу из провинций, в т. ч. неквалифицированную. В Российской Федерации Минэкономразвития на ежегодной основе проводит оценку деятельности ОЭЗ, формирует отчет с результатами указанной оценки. Используется двадцать пять количественных показателей, а также 6 показателей расчетного характера. При значении интегрального показателя менее сорока процентов функционирование ОЭЗ является неэффективным, значение в диапазоне от сорока до восьмидесяти свидетельствует о достаточной эффективности, если значение превышает восемьдесят, эффективность функционирования ОЭЗ высокая. В 2020 г. ОЭЗ функционировали эффективно несмотря на существование объективных сложностей. Среднее значение интегрального показателя находилось в 2020 г. на уровне девяносто четыре процента. (10) Параметры, которые используются, чтобы оценивать эффективность ОЭЗ, следующие: — объем страховых взносов, пошлин и налогов; — число резидентов; — число рабочих мест; — выручка; — инвестиции. На рисунке 1 представлена динамика количества резидентов. В стране планомерно увеличивается число резидентов ОЭЗ, на протяжении шестилетнего периода данное число практически удвоилось. Причины состоят как в росте числа ОЭЗ, так и в привлечении иностранных инвесторов. Лидеры с точки зрения объемов вложений в ОЭЗ — страны Европы — ФРГ, Кипр, Нидерланды, Соединенные Штаты, Турция, Япония.
На протяжении всего периода деятельности зон в них создано более сорока двух тысяч рабочих мест. В 2020 г. было создано порядка пяти с половиной тысяч новых рабочих мест. На протяжении шестилетнего периода отмечен рост значения показателя в два с половиной раза.
Отмечается планомерное увеличение показателя, характеризующего выручку ОЭЗ. В 2020 г. объем выручки без НДС составил 297,9 миллиардов рублей. На протяжении всего периода функционирования значение превысило триллион двести миллиардов рублей (11) . При определении эффективности функционирования отечественных ОЭЗ значимый фактор состоит в динамике страховых взносов, таможенных платежей и налогов, уплачиваемых резидентами. С ростом числа резидентов, увеличением финансовых показателей их деятельности отмечается увеличение значений соответствующего показателя. В 2020 г. объем налогов, которые были уплачены в бюджет, составил двадцать четыре миллиарда рублей (12). Существующие ОЭЗ являются эффективными. Ключевые операционные, финансовые показатели постоянно увеличивались, в т. ч. в 2020 г. При этом позитивные результаты были обеспечены в основном промышленно-производственных ОЭЗ. Для инновационных предприятий технико-внедренческих зон характерна недостаточная сформированность спроса на их товары, услуги. В этой связи они выйдут на высокие показатели эффективности по прошествии минимум 10 лет. В туристических ОЭЗ происходит переток туристов из одних регионов в другие, и показатели эффективности являются нестабильными. Для Российской Федерации ОЭЗ являются стратегически и социально значимым проектом. Функционирование ОЭЗ способствует решению вопросов, связанных с развитием конкретных регионов, увеличением объемов иностранных инвестиций, подготовкой специалистов высокой квалификации, противодействием безработице, привлечением технологий, являющихся инновационными, реализацией программ замещения импорта и развития экспорта. Минэкономразвития РФ в середине 2021 г. представило проект закона, предусматривающий интеграцию таких зон, как промышленно- производственные и технико-внедренческие. Предполагается обеспечить упрощение получения статуса резидента. Также предусматриваются новые льготы по налогообложению. За счет соответствующих мер должен быть обеспечен рост эффективности ОЭЗ в ближайшие десятилетия. Выводы. СЭЗ, как свидетельствует опыт Ирана, могут выступать в качестве территорий, позволяющих при торговле между государствами, и регионами, формировать единое валютное, экономическое, политическое, производственно-технологическое пространство. На основе изучения современных методов, форм создания стимулов для экономической деятельности выявлена обоснованность подхода, при котором стратегия создания СЭЗ в основном ориентирована на то, чтобы создавать полюса активного роста, становящиеся впоследствии основой СЭЗ. Перспективы последующих исследований соответствующей тематики связаны, с обоснованием методики определения присущих территориям приоритетного развития экономических возможностей, с анализом оптимизации организационно-экономического механизма создания СЭЗ, их функционирования.
Примечания: (1) Королев А. Ю. Свободные экономические зоны: мировой опыт и Россия / А. Ю. Королев // Социально-политический журнал. — 2017. — № 4. (2) Iran’s Free Trade-Industrial Secretariat website. — URL: www.freezones.ir (дата обращения 18.06.2022). (3) Карпов A.B. Правовое регулирование иностранных инвестиций в свободных экономических зонах / А. В. Карпов, И. В. Колесникова // Финансы и кредит. — № 18. — 2012. (4) Свободные экономические зоны Ирана // Terra Cognita. — М., 2016. — URL: www.iranterra.ru/экспорт- иран/свободные-эконо мические-зоны-ирана (дата обращения 16.06.2022). (5) Мамедова Н. М. Ситуация в Иране в свете новых санкций / Н. М. Мамедова // Вестник Дипломатической академии МИД России: Россия и мир. — 2020. — № 2 (24). — С. 159−175. (6) Сейфоллахи М. Иран — Ваш бизнес партнер / М. Сейфолаки. — Киев: ООО «ДКС центр», 2021. — 192 с. (7) Королев А. Ю. Свободные экономические зоны: мировой опыт и Россия / А. Ю. Королев // Социально-политический журнал. — 2017. — № 4. (8) Свободные экономические зоны Ирана // Terra Cognita. — М., 2016. — URL: www.iranterra.ru/экспорт-иран/свободные-эконо мические-зоны-ирана (дата обращения 16.06.2022). (9) Свободные экономические зоны Ирана // Terra Cognita. — М., 2016. — URL: www.iranterra.ru/экспорт-иран/свободные-эконо мические-зоны-ирана (дата обращения 16.06.2022). (10) Дедул А. Свободные экономические зоны России: миф и реальность / А. Дедул // Инвестиции в России. -2021. — № 7. (11) Андрианов В. Д. Экономический и инвестиционный потенциал инфраструктурных отраслей экономики России / В. Д. Андрианов // Маркетинг. — 2021. — № 6. (12) Дедул А. Свободные экономические зоны России: миф и реальность / А. Дедул // Инвестиции в России. — 2021. — № 7.
Список литературы
1. 23 New SEZs by March 2011 // Iran Daily. — Aug. 29. — 2010 — URL: https://www.irandaily.com/1389/6/7/MainPaper/3764/Page/5/MainPaper37 645.pdf (дата обращения 18.06.2022). 2. Balajee M. Issues in International Scenario; Special Economic Zone And Business Process Outsourcing / M Balajee // Comerce Department of Mumbai University. — 2007. — pp. 2−4. 3. Iran’s Free Trade-Industrial Secretariat website. — URL: https://www.freezones.ir (дата обращения 18.06.2022). 4. Андрианов В. Д. Экономический и инвестиционный потенциал инфраструктурных отраслей экономики России / В. Д. Андрианов // Маркетинг. — 2021. — № 6. 5. Дедул А. Свободные экономические зоны России: миф и реальность / А. Дедул // Инвестиции в России. — 2021. — № 7. 6. Карпов A.B. Правовое регулирование иностранных инвестиций в свободных экономических зонах / А. В. Карпов, И. В. Колесникова // Финансы и кредит. — № 18. — 2012. 7. Королев А. Ю. Свободные экономические зоны: мировой опыт и Россия / А. Ю. Королев // Социально-политический журнал. — 2017. — № 4. 8. Мамедова Н. М. Ситуация в Иране в свете новых санкций / Н.М. Мамедова // Вестник Дипломатической академии МИД России: Россия и мир. — 2020. — № 2 (24). — С. 159−175. 9. Свободные экономические зоны Ирана // Terra Cognita. — М., 2016. — URL: www.iranterra.ru/экспорт-иран/свободные-эконо мические-зоны-ирана (дата обращения 16.06.2022). 10. Сейфоллахи М. Иран — Ваш бизнес партнер / М. Сейфолаки. - Киев: ООО «ДКС центр», 2021. — 192 с.